Почему ребёнок агрессивный…. или Что такое гнев
Ребенок часто дерется?
Ребенок не может сдержать негативные эмоции, если ему что – то не нравится?
Воспитатели просят сводить ребенка к психологу, чтобы помочь ему справиться с гневом?
Что же происходит с нашими детьми? Мы же, в большинстве своем, не даем дома и в обществе волю своему гневу и не ведем себя так, как наш малыш? Бывает, конечно, но в основном, мы контролируем себя! А как же помочь ребенку справиться?
Он же все понимает, ему самому это не нравится, он уже сто раз давал искренние обещания и вот опять…
Психологам удается простроить эту помощь с помощью средств арт терапии или дыхательных техник, а попросту, научив ребенка зажимать те эмоции, которые он почему-то испытывает. При этом не возникает вопроса – ПОЧЕМУ ребенок их испытывает??
Считается, что это вопрос риторический и ответа он не требует, потому что может быть все – и родители, и общество, и фильмы, и игры – поспособствовали этому. То есть, причина выводится вовне – ребенок же не мог сам это знать? Конечно, возрастающая агрессия мира, окружающего ребенка, вот причина! Агрессия сейчас везде. Законов, запрещающих ее нет, в том числе невозможно запретить ребенку сталкиваться с ней в фильмах и играх. А поскольку сделать с этим миром мы ничего не можем, мамам и психологам остается только учить ребенка НЕ ПРОЯВЛЯТЬ свою реакцию на обстоятельства, которые вынуждают ребенка так поступать.
Гнев
Что такое гнев? Что мы про него знаем? Это сильная негативная эмоция, которую сложно контролировать, которая может привести к сильным разрушениям отношений, личности и здоровья. Эмоция из тех, которую, однозначно, общество порицает. Проще не проявлять ее, чем пытаться контролировать, особенно, если она уже вырвалась и бушует. Зачем она есть у человека? Кто- нибудь задавал себе этот вопрос? Задавали и не раз.
Ошибка природы? Вряд ли, ведь он есть у многих животных.
Тогда атавизм, доставшийся нам от предков, от которых мы произошли и которым он был нужен для выживания? А мудрая мать- природа, все- таки, сглупила, оставив его нам, таким умным ?
Прямо гордыней повеяло от таких слов. Мы, люди, такие умные, нам гнев не нужен. А вот Вселенная, которая нас и создала – ошиблась! Да- да, обычно, так со вселенными и происходит, они постоянно ошибаются! Конечно, такой огромный сложный мир создать и не ошибиться просто невозможно! Уж мы-то знаем, что такое «человеческий фактор» не понаслышке. Давайте так и скажем (по секрету) нашей Вселенной, что мы- то знаем, что ошибки совершаются всегда и даже психологи нас учат, не обращать на это внимания – мол, всякое бывает, ошибаться можно. Поэтому, дорогая старушка Вселенная, признай – ты ошиблась. Да если бы не твоя ошибка – и не было бы гнева – мы бы уже в полном мире жили и все любили бы друг друга! Ах как было бы здорово, если бы у вселенных не было ошибок…Ну, сделать с тобой мы ничего не можем, проверяли неоднократно, кроме как постепенно разрушать – так тебе и надо!- это цена за твои, Вселенная, ошибки!!
Ошибка или равновесие?
Вот так, примерно, об этом думает человечество во главе с учеными. Я это тоже проверяла. Слова «ошибка природы» есть даже в очень научных трудах по нейрофизиологии и биологии… они звучат там чисто риторически, как аксиома, не требующая подтверждения. Раз мы не видим пользы – а так не должно быть – значит, мудрая мать – природа ошиблась.
Еще наука очень часто пользуется такими простыми способами, как допущение и предположение условий, при которых их научные изыскания МОГЛИ БЫ БЫТЬ истинными и, наоборот, без которых этих научных формул просто БЫТЬ НЕ МОЖЕТ, от слова совсем. Никого в научном мире такие предположения ИДЕАЛЬНЫХ условий не смущает. Наоборот, тогда сразу все становится ясно! Сразу работают все законы и сразу есть объяснения многим фактам. И только всего одно «НО!»
Всего одно маленькое «НО!», зато вон какая большая наука выстроена, да не одна! Кроме физики допускают предположения биология, медицина…
Что это за «НО!» такое? Что все эти допущения работают только, если мы считаем, что природа при этом ошиблась. вот, например, видим мы какое –то явление. Ученые люди хотят его описать для всех. Но выясняется, что не все гладко и всегда есть какая-то помеха для описания, какое –то досадное и никчемное сопротивление, какая –то сила трения, которая не дает создать вечный двигатель. Но если предположить, что этой помехи нет, что у нас идеальные условия – тогда все работает отлично! И вечный двигатель может существовать. Но – Вселенная ошиблась и не устранила эту глупую силу трения, и теперь мы вынуждены разрабатывать другие, невечные двигатели. И так – во всем! Дааа, издержки есть у всех.
Главное, к ответу со стороны Вселенной никто не призовет и не скажет –«ребята-ученые, да ведь это вы не видите простых вещей – у меня ВСЁ! ВСЕГДА! УРАВНОВЕШЕНО!»
А если попробовать допустить, что природа НИКОГДА не ошибается? Тогда в нашем случае, получается, гнев ДОЛЖЕН БЫТЬ у живых существ, как и все остальные эмоции, независимо от того, что при этом думают сильномыслящие существа, которым возможность думать и говорить(!) эта же природа и дала.
Гнев или смирение
Гнев возникает чаще всего когда нас что –то выводит из состояния равновесия, причем очень сильно выводит, так что хочется рычать, кричать, драть когтями и рвать зубами. Это значит, мы не хотим смиряться с такой ситуацией, не хотим покоряться этим обстоятельствам, но у нас нет возможности и сил настоять на своем.
Противоположность гневу – покорность или смирение. Другими словами, мы должны смириться с ситуацией, которая сильно выводит нас из состояния равновесия. Именно это, получается мы ждем от ребенка, когда просим его не проявлять свой гнев! Мы просим его смириться с тем, что в реалии вызывает у него гнев, потому что гнев проявлять нельзя, даже ребенок страшен в гневе.
Парадокс в том, что вся наша система воспитания стоит на том, чтобы постоянно с чем- то бороться! Не смиряться, не покоряться судьбе! Не сдаваться! Мы читали сами и читаем своим детям «Сказку о великой тайне…», «Два капитана», «Повесть о настоящем человеке». Мы постоянно говорим своим детям – «не вешай нос», «получится в другой раз», «давай еще раз повторим!», «давай еще раз попробуем!». Борьба у нас в крови, лозунги «мы не рабы, рабы не мы» или «лучше один день прожить свободным, чем сорок лет жалким рабом» вызывают у нас желание следовать за борцами и быть такими же гордыми и несгибаемыми.
И тогда, с одной стороны, надо смиряться с ситуацией, которую не можешь изменить и одновременно – смиряться нельзя, мы не рабы. Взрослые при этом хоть как-то могут отделить «зерна от плевел», а что при этом делать ребенку, который еще не знает, чтО такое «смирение», зато чувствует, что в сложной ситуации надо бороться? Вся помощь, которую он может получить – научиться зажимать свой гнев внутри, продышаться, чтобы успокоиться или выплеснуть гнев в действии, избивая подушку или разрывая рисунок. Разница – в результате. В первом случае психосоматика впоследствии выразится больше в мышечных зажимах и болезнях печени, во втором – в болезнях сердца, но могут быть и другие вариации.
Вот в такой непростой ситуации оказывается наш ребенок.
1 причина. Слишком большая ответственность.
Получается, что у него нет ресурса противостоять тем обстоятельствам, в которые он попал Отсутствие ресурса, как отсутствие, невозможно разобрать – его же нет. Если нет ресурса – чтО есть? Как мы понимаем, что его нет? Значит, есть что –то другое. Есть слабость, безысходность, беспомощность. И нежелание смириться с этим – по сути, это нежелание признавать свою слабость и беспомощность, то есть борьба против этой слабости. А ведь ребенку даже по статусу еще можно быть слабым, но он уже не может это признать! Он уже хочет быть на высоте! Он уже пытается взять бОльшую ответственность за свое поведение, чем может. Так что, если мы стараемся «с пеленок» воспитывать в ребенке борца – осторожнее, это может быть причиной его гнева, ведь когда ситуация часто будет оказываться ему «не по зубам», он будет проявлять агрессию, перекладывая эту ответственность на всех, кто попадет под руку.
2 причина. Непринятие своей слабости
Это, на самом деле, сложная проблема даже для взрослого. Мы не можем позволить себе признаться даже чисто гипотетически, что мы можем оказаться слабыми. Это неприятно, это позорно, это противно. «Я же не такой! Мало того, я НЕ МОГУ быть таким!» «Я сильный!»
В этом еще свою роль играет знание популярной психологии, один из постулатов которой – мысль материализуется! Если признаешься, что слабый – таким и будешь, а вот если будешь думать ( не будешь таким, а будешь думать, что такой!) – тогда и будешь сильным. И вот мы такие сильные все ходим, потому что много думаем, какие мы сильные.
Мы и детей воспитываем так, особенно, мальчиков –«плакать нельзя, надо противостоять, ты же не слабак, надо бороться!»
В литературе проскакивает иногда, что сила может быть в слабости, что себя надо принимать таким, какой есть, то есть, если слабый – надо таким себя и принять. Ну так мы так и принимаем – думая, что принимаем. А в результате – все остается по – прежнему – надо бороться с этой чертовой слабостью, иначе КАК себя уважать? Уважать же тоже можно себя только сильным. Это мы великодушные в отношении других – «да, есть у него слабости, ну кто не без греха…»
Но – только не в отношении себя или своего ребенка, потому что ему надо вырасти сильным, ведь слабым места под солнцем не хватает. А я и мой ребенок должны найти там свое место!
А ведь слабость – тоже противоположность силы, как и смирение – гневу. То есть, равновесие может быть «золотым» только если у тебя поровну того и другого.
3 причина. Гнев – сильная энергия
Наши эмоции – это и есть источник нашей жизненной энергии. Для того, чтобы просто жить нам всегда нужна энергия. Мы попадаем в ту или иную ситуацию, чтобы с ней разобраться, чтобы в ней «выжить», нам нужны силы. Учимся чему –то – нужны силы? Растем- нужны? Развиваемся -?они нужны нам постоянно. Какой источник нам их дает? Эмоции! Солнце, воздух, вода и еда – только друзья. А генератор – эмоции. Так вот, мудрая вселенная и тут все уравновешивает. Нет у тебя энергии справиться с потерей? Нет сил? Внимание! Включаю гнев! Чем меньше ресурсов, тем больше будет гнев. Опять же, ребенок же постоянно в эмоциях, что же он их себе не генерирует? Тут тоже есть объяснение. Чтобы было именно генерирование энергии – надо эмоции прочувствовать целиком – ощущением, мышление, запоминанием, дыханием. Буквально все системы должны здесь работать. Но мы же и так все понимаем, не животные какие, умище –то у нас – ого- го! Знаем, что такое эмоции – и достаточно.
Нет, не достаточно. Ребенок постоянно на эмоциональной связи с мамой именно поэтому. Он растет, развивается, учится новому, если мама поначалу дает ему энергию сама.
Но – как ему быть, если сейчас все меньше и меньше по-настоящему энергичных мам? У которых энергия не в силе воли и слове «надо», а в эмоциях. Потому что ребенок не чувствует «надо», «должен», «нельзя». Он их понимает, а чувства, которые обычно их сопровождают – злость, раздражение и часто, тот же гнев. Мамы –то думают, что ребенок ее агрессию не видит, тон ее голоса не понимает и, значит, она спокойно ему все объясняет, ведь ее злость внутри. А ребенок все чувствует и то, что он чувствует – и есть то, чему он учится в первую очередь. То есть, если мама проявляя нетерпение, чувствует внутри себя нервозность и злость, хотя старается спокойно реагировать и ждать своего копушу, то ребенок , проявляя нетерпение, будет открыто выражать злость и даже гнев. Это – те причины, которые на поверхности. А есть еще более глубокие причины, которые показывают, а почему же все –таки так происходит. Почему мы не можем привести свое состояние к равновесию, так как это задумано природой?