Ребенок "застукал" родителей
Нейронаука - просто для всех

Ребенок увидел секс родителей или Как становятся абьюзерами

Насилие – довольно обширная тема,  она захватывает все стороны личной и общественной жизни, заставляя государство  все круче завинчивать гайки, создавая и создавая  законы, направленные на наказание насильников. Почему-то насилие не искореняется. Психологи, психотерапевты и психиатры мира бьются над этим вопросом, выдвигая все новые и новые объяснения, почему.

Хочу рассмотреть это явление с точки зрения нейропсихологии, т.е. более глубоко, задействуя знания об эмоциях.

Вначале  поводом послужило очень тихое, «не увиденное» СМИ, событие: принятие закона об изъятии ребенка из семьи из-за семейного насилия в 24 часа, как говорится, без суда и следствия. Потом  наткнулась на какую-то встречу с психологом на канале   «Доктор». Психолог отвечал на заданный вопрос – что происходит, когда ребёнок случайно видит сцену секса, например, родителей. С точки зрения психологии, ребёнок воспринимает это как насилие. Собственно, пока хочу только соединить эту тему воедино, насколько получится, потому что тема очень большая, но –  самое важное- с насилием можно справиться, зная, КАК ЭТО РАБОТАЕТ.

Как работают чувства (небольшое вступление)

. Есть в нашей жизни такие моменты, когда мы чувствуем ограничение своей свободы именно своим же ребенком. Например, маме надо уйти по своим делам. Как назло, малыш будет капризничать больше обычного или, если его уложили спать, будет просыпаться каждые 10 минут, даже если всегда спал беспробудным сном.

Почему? Потому что он чувствует маму.

У мамы в этот момент нетерпение, предвкушение, возбуждение от предстоящего события,куда она торопится или  раздражение, злость, вина (если ребёнок её «не отпускает») и т.п. И ребёнок просто не может маму отпустить, потому что у него точно такие же ощущения, и он НЕ МОЖЕТ успокоиться или уснуть, потому что эти ощущения выходят за рамки обычных.

Так вот, в случае, если мама находится в предвкушении именно предстоящей интимной встречи с папой, ребёнок будет тоже в таком же состоянии предвкушения, хотя он, конечно же, не понимает, что это! Ребенок просто  чувствует его, но оно его будоражит.

Ребенок застал родителей за занятием сексом. Фигура первая.

Что в этом случае происходит с ребенком и к чему может привести.

Обычно такие события, как секс, происходят достаточно интимно.  Мы как-то, в большинстве своём, не очень любим, чтобы у нас были при этом свидетели. Поэтому, обычно, мы предпринимаем определённые меры – либо, это другая комната с закрытой дверью, либо ночь и дети спят либо и то, и другое. То есть, такое событие случается не так часто, чтобы сильно-то переживать. Мало того, это вообще может случится только, если это прямо-таки необходимо и родителям и ребенку. Почему?

И вот, когда родители уложили ребёнка и занялись собой, их чувства нарастают, а мы помним, что ребёнок и так уже взбудоражен, его чувства нарастают в той же пропорции, и в зависимости от первичного состояния своей нервной системы, он может проснуться, потому что чувства начинают распирать ещё больше.

Проснувшись в темноте и одиночестве, он обязательно пойдёт искать защиту- маму. Чувства-то никуда не делись, он ещё не умеет их проживать так, как надо. Найдя маму, он НЕ ВИДИТ никакого насилия, он пытается ей «рассказать», что ему плохо, что в нем что-то кипит и что это кипение  ему непонятно настолько, что становится страшно и он просто просит помощи, чтобы в них разобраться или чтобы мама разделила их с ним. Ведь это могут быть чувства страха, страсти (в т.ч. сладострастие и животная), боль и ещё много чего.

Происходит это оттого, что у нас так работает нервная система, только именно ВСЯ, целиком, вместе со всем организмом. Чтобы полноценно развиваться, у ребенка должна быть энергия. (Последние исследования подтверждают предположения крупных теоретиков XIX-XX вв.) Если кратко, эта энергия генерируется эмоциями посредством их телесных ощущений. В этом и заключается работа древней коры или подсознания.  У ребенка эта система так же автоматически включается при рождении, как и дыхание, например. И точно так же ему нужна для этого обратная связь – просто для ответа на вопрос «правильно ли я делаю?»

Ну и как осуществляется у нас эта обратная связь? Конечно, с помощью  мамы. Ребенок и мама «разговаривают» с рождения (именно с рождения, не внутриутробно! Это важно и имеет свои физиологические и психологические причины!) на языке ощущений,  по этому же каналу мама «передает» малышу энергию и всю необходимую для его развития  информацию.

Вот и получается, что мама сама «разбудила» ребёнка своими эмоциями и ощущениями, даже не вникая в этот процесс! А природная программа организма не изменилась, ребёнок все ещё продолжает чувствовать это «на автомате», как дышит, а вот мы, взрослые, уже не используем эту программу (и не потому, что она не нужна- нужна! И ещё как!)  Просто в погоне за мистическими сверхспособностями сознания/подсознания мы абсолютно перестали принимать в расчет самую простую работу древнего мозга, считая ее чем-то сложным.

И в этом случае ребёнок пришёл просто за объяснением, что с ним все в порядке и успокоением. И ему без разницы, кто и что с мамой делает. Главное – она тут.

Фигура вторая. Если для мамы это тоже насилие.

Если же маме не особо хочется заниматься сексом, сценарий, практически, тот же, только мотивы, чувства и ощущения другие – от раздражения и брезгливости до злости и ненависти (неважно, скрываемые или проявляемые открыто- это же чувства, это не спектакль). В этом случае ребёнок чувствует их и опять-таки, идёт за помощью, правда, в этом случае мама не просто « будит» его, она его буквально, «вызывает» сама за помощью себе! Ребёнок в этом случае идёт «спасать маму». Только не надо путать с осознанным (осознаваемым мамой или ребёнком) действием. Это происходит на том же неосознаваемом уровне подсознания, как и в первом случае. Тем не менее, мотив тот же – ребёнок хочет, чтобы мама разделила его чувства или избавила от них.

Что мама здесь с облегчением и делает, повесив на папу попутно ещё и вину за произошедшее (ребёнок все видел и плачет!), чтобы в следующий раз отказаться от неприятного занятия. Кроме того, тут очень часто появляется весьма удобная «лазейка»- ребёнок не хочет теперь спать без мамы! Для него эти чувства, действительно, были страшными, он боится их повторения, особенно, если это событие опять назревает и мама заранее начинает раздражаться.

Как объясняют психологи поведение ребёнка, которого в данном случае не отлучить от мамы? Правильно – ребёнок УВИДЕЛ насилие!

…было слово. Насилие.

Коснемся теперь и самого этого слова – насилие.

Для начала определим, как мы вообще начинаем понимать слова, их значение? Нам кто-то всегда их объясняет, чаще с примерами. Тогда, попадая в такую ситуацию, мы понимаем, о чем речь.

КАК может понять ребенок , что прямо перед ним- насильственный акт, насилие? Надо, чтобы он уже ДО этого события знал, чтО такое насилие, для этого надо, чтобы ему кто-то объяснил – что это такое. Кто своим детям хоть раз это объяснял, пока насилия еще не было?

К чему веду?

Когда ребёнок заходит, плача, ночью в комнату родителей он даже НЕ видит, что мама с папой как-то там возятся! Он пришёл за другим и только это другое,( помощь мамы), ему важна! Если при этом никто не просветил его, что он видит насилие – сам он это НЕ ПОЙМЕТ. У него НЕТ ещё такого опыта. А опыт передаётся не визуально, а прочувствованием его. А вот ощущение чего-то необычного, непривычного у него есть. Поскольку, это чувства мамы, это чувства взрослого человека, они ребёнку «не по возрасту» – слишком сильные и часто незнакомые – неважно, будь то страсть или отвращение.

А вот если мама САМА воспринимает этот акт как насилие, особенно, если действительно, подвергается ему или даже просто вспоминает при этом прошлый насильственный опыт –в этом случае для ребёнка это будет,  опять же, не тем, что определяют словом «насилие», а тем, ЧТО чувствует при этом  мама.

Это еще не все. Что еще может тут быть?

Если родителей «застукали»  за этим занятием, что они сами чувствуют? Стеснение (стыд и страх) и панику (что делать??). Эти ощущения примешиваются к тем, с которыми ребёнок приходит к маме, усугубляя его состояние, составляя из всех этих чувств такую кашу, в которой и взрослому не разобраться. При этом чтО он, обычно, слышит, когда мама его, наконец-то, берет на ручки? «Всё, всё, всё.  Всё прошло, всё хорошо, не страшно!» КАК прошло?! Чувства-то вот они! Они в ребенке! И ребенка долго невозможно успокоить именно потому, что говорит мама одно, а чувствует он совсем другое. Ну и в итоге так и происходит первичное вытеснение или «запрятывание» поглубже этих негативных ощущений, но от перемены мест слагаемых, как известно, сумма не меняется.  Чувства остаются с ребенком.

Что в итоге?

То, что ребёнок стал «свидетелем» интимной сцены, потом может «всплыть», так как чувства его никто так и разделил. Мама, успокаивая его, будет говорить, что уже ничего страшного (сама при этом часто чувствуя именно страх и по сути, успокаивая саму себя), что уже все прошло (а спокойствия при этом не чувствуя) и т. д.  Ребенку   при любом напоминании этих ощущений все так же будет тревожно и страшно. Когда он вырастет, они никуда не денутся и будут продолжать его травмировать, отправляя радость близости с любимым человеком.

Придя с такими переживаниями к психологу, человек, скорее всего, вспомнит об этом случае и даже согласится с психологом, что это была ситуация травмы, но он не сможет её отпустить, потому что не ситуация – виновница, а те причины, которые привели к такой реакции. Потому что не просто так у ребёнка подвижная, лабильная нервная система, что он просыпается от каждого шороха или ни на секунду не отпускает маму от себя или чувствует одиночество и страх, когда мама занялась каким-то своим делом и не обращает на него внимания…

Причины в том, что мы не используем данную нам  способность чувствовать своим телом всё, что с нами происходит, начиная с момента рождения. Вернее, с момента рождения ребёнок всё чувствует своим телом, все ощущения, телесные и эмоциональные. На этом языке чувств он уже с рождения ГОТОВ разговаривать с мамой. Но мама сейчас НЕ ОТВЕЧАЕТ ему, не развивает в нем эту способность, так как мы это делаем с мышлением. Поэтому те древние отделы мозга постепенно утрачивают свою способность к такой деятельности.

(Продолжение следует)

Добавить комментарий