Нейровоспитание

Развитие ребенка или Запреты с точки зрения нейропсихологии

К году ребенок, (а это первый кризис – автономность, начинает не только ходить, он начинает активно исследовать мир, особенно в причинно-следственном отношении). То, чтО ребенок делает в это время, кАк он простраивает свое поведение, только на первый взгляд  выглядит как простое освоение предметного мира.

Как развитие ребенка начинается?

Вот малыш  добирается до  кастрюль и начинает ими греметь – это сначала получается «случайно»- его привлекает необычный вид (это что-то, что отличается от игрушек!), потом вдруг извлекается откуда-то звук, в ход идут и тактильные ощущения (температура, материал). Потом – понюхал, лизнул. Но это только первый уровень.

Дальше начинается развитие эмоциональной сферы, потом ментальной, потом причинно-следственной. Уже в этом возрасте!

«Кастрюли звучат – вот так!!!! Сильнее бумкнешь – громче!!!!!. А  еще громче -? А еще? А это я (!) делаю!» – Эмоции!

«Мама пришла на звук – ага, я бумкаю- появилась  мама», вывод – «появление мамы сделал я! мама пришла – радость! Надо поделиться с ней этой радостью – стучим громче! мама смеется – она разделяет мою радость!» Конечно, выводы не осознанные, это  ощущения, но это язык ребенка и он его тоже осваивает, правда, если ему помогает мама.

В какой-то момент (и довольно быстро, терпения у мам не так много, как у чада) мама приходит к мнению, что пора заканчивать шум и выражает это каким-нибудь способом -например, что-то говорит, меняя и эмоциональный фон. «Ой, что-то поменялось – я как-то по-другому бумкнул?» (ребенок начинает искать связь и …продолжает стучать, изучая мамино поведение). Мама не понимает его поведения, даже усматривает капризы и непослушание и  пробует разные способы вернуть тишину – «переключает» малыша  на что-то другое или попросту пытается отобрать кастрюлю или унести ребенка .

О-о-о, сколько тут непознанного! оказывается, «бумки»  могут иметь другие следствия! И ребенок терпеливо (упрямо!?) возвращается к этой несчастной кастрюле, пытаясь вновь и вновь найти связь между ней и изменившимся настроением мамы…

К чему приводят запреты?

На каком-то этапе  здесь может прозвучать «нельзя!» Мало того, «нельзя» всплывает почти всегда на разных этапах и в разных ситуациях- может, в начале, может – в конце, может после  «бумканья», а может – когда кусаюсь, то есть ситуация обратная – происходит что-то разное, а итог один – «нельзя!»

«Как?!»

Еще сложнее, когда на каком-то этапе мама «сдается»-только что было «нельзя», но – вдруг- (мама передумала)- можно! «Почему? Только что ( или вчера) это было «нельзя», а теперь «можно»! Какая связь?»

Вот и получается, что родительское незнание законов (!) детского развития уже с этого возраста ведет к порядку/беспорядку в поведении, мозге, жизни…

Не имея возможности справиться с ситуацией, ребенок, в зависимости от своих ресурсов, будет выбирать свой путь, который потом закрепится привычкой.

Кто-то будет пытаться решить задачу «в лоб» и все-таки найти порядок в хаосе, упорно повторяя свои действия и «изводя» родителей.

Кто-то перестанет исследовать мир и сдастся.

А кто-то закроется от этого мира,  в котором вообще нет никаких правил и объяснимых причин и следствий, а в таком мире жить не просто непонятно, но и страшно (а это уже привет аутизму).

Их поведение зависит от наличия неугасших рефлексов, которые, как показывает моя практика, сейчас не угасают у детей ни к году, ни к пятнадцати. Самые важные, отвечающие за «жизнесохранение» – РПС (рефлекс паралича при страхе) и рефлекс Моро. ( см. статьи «9 причин…)

Для детей одной группы (РПС меньше Моро) надо терпение родителей и правила, которые им, правда, трудно выполнять и тогда  таким детям обычно прописывают медикаменты, чтобы уменьшить то упорство, с которым они пытаются самостоятельно (!) разобраться в этом непростом мире.

Для другой  группы детей ( а их сейчас большинство, это сейчас так называемая «норма») – (РПС больше Моро)  –  тоже вводят правила, которые действительно дают им хоть какую-то опору. Правда, тут надо стараться держаться этих правил всегда и всем – должна быть всегда одна и та же реакция на одни и те же действия, причем всеми членами окружения ребенка, и что еще сложнее, и в своем поведении тоже. Это даст ребенку возможность  развиваться спокойнее.

Для 3 -ей группы (РПС  намного больше Моро или Моро стремится к 0) правил надо еще больше – везде, во всем, всегда вся и всё должно быть одинаково, иначе страшно так, что впору закрыться в своем мирке и не вылезать никогда. Это те дети, которые очень обращают на себя внимание своим нестандартным повелением в плане нарушения сенсорной интеграции, те, которым ставя РАС и тому подобные диагнозы.

Правила в этих  случаях действительно структурируют поведение ребенка и облегчают ему жизнь, но – РПС – то активен, его правилами не понизить!- следовательно, страхов много и ребенок, следуя правилам, учится не простраивать  причинно-следственные связи и эмоциональные отношения, а просто-напросто упорядочивает свою жизнь правилами, рамками, границами, не беря ответственность, не развивая самостоятельность, избегая неудач.

Что делать?

  1. На первом этапе маме надо чувствовать ребенка, «разговаривая» с ним на языке чувств, ощущений и  проживая «за него» его чувства, пока он маленький.
  2. На втором этапе, когда ребенок уже автоматически вместе с мамой умеет пользоваться ощущениями и с полуслова уже понимает маму на этом языке, мама чувствует уже  вместе с ним, разделяя чувства друг друга (это и есть со-чувствие, то есть чувствование  вместе)
  3. На третьем этапе ребенок  чувствует сам себя, чувствует маму, постоянно с ней «на связи» чувств и ощущений. На этом этапе им уже не нужно даже говорить «ты меня понимаешь?» это происходит так же автоматически, как мы дышим или думаем…

Как это делать?

Учиться включать в свою жизнь эмоции, чувства, ощущения. Это врожденная программа человека.  Она сейчас совсем не используется, но она никуда не делась, вместо нее как раз продолжают работать рефлексы, потому что наша нервная система может простраивать новые пути вместо неиспользуемых, беда в том, что это –  пути компенсации, то есть они уже более энергозатратные и на полноценный процесс развития ребенку энергии может не хватать (но это все же лучше, чем ничего)..

Врожденную программу древнего мозга можно включить  в любой момент, если знать, как она работает. Единственный сложный момент – на этом «стоит» вся нейропсихология- надо «разломать» старый фундамент, «вернувшись» в непройденные периоды развития и выстроить новый. Наш организм умеет это делать. Мы же не подвергаем сомнению тот факт, что он может регенерировать ткани, затягивая царапину? Как он это делает?? Если простым языком – у него есть специальная программа. Так вот таких программ и подпрограмм у нашего организма много- на все случаи жизни и даже те, о которых мы можем только догадываться. Так не проще ли дать ему ВСЕ возможности делать это самому?

Добавить комментарий