Готовность к школе или чья это ответственность – учителя или ученика?
Школьная подруга и коллега, комментируя пост об упущенных возможностях, задала новую тему для размышления, сказав – когда готов ученик, приходит Учитель… Это правило.
Тогда, ответственность ученика – быть готовым к приходу учителя и учиться, а ответственность учителя – прийти и учить.
Но – ученику надо как-то понять, что он ученик, что готов и ждет учителя, а Учитель, получается, уже ЗНАЕТ, что где-то его уже ждет-не дождется ученик. Вроде, все в этой цепочке логично, потому что одно вытекает из другого.
Но тогда – как быть с учениками, которые приходят в школу, не готовыми к школе? Должны были созреть, но не созрели, и учитель не приходит к ним, а ждет их в классе. Здесь нельзя возразить, что это совсем другая история, потому что и суть, и название те же, значит, правило должно и тут работать.
По идее, правила всегда работают в обе стороны. Значит, должна быть готовность обеих сторон, а не только ученика. И приходить друг к другу могут оба, учитель может находить себе ученика и ученик учителя.
Тогда вопрос ответственности тоже обоюдный – у каждого она есть. Тогда и упущенные возможности МОГУТ БЫТЬ – ученик МОЖЕТ не прийти или МОЖЕТ быть не готов (учитель тоже МОЖЕТ и то, и другое (например, не найти ученика) – на самом деле, для всех возможности равны). Просто упущенные возможности разные (возможности ли это, а может быть, время или…) и они имеют право быть…
И тема готовности к школе актуальна как раз по этой причине – сейчас все больше детей, как ни странно, НЕ ГОТОВЫ к школе, при том, что почти каждый умеет читать и писать. Учителя как раз это и отмечают – учиться детям скучно, они много знают ненужной информации, а вот в остальном им нужен больше не учитель, а воспитатель.
Если просто огульно обвинить занятия по подготовке к школе, это ничего не даст, это только верхушка айсберга.
Да, одна из причин неготовности, которая лежит на поверхности – то, что дети «опережают» время, но не акселерацией. Они сейчас почти не занимаются той своей (сензитивной) деятельностью, которая и развивает их по возрасту (то есть, попросту не играют), зато учатся уже почти что с пеленок. Для каждого периода развития – свое время. Природу не обманешь и не обгонишь. Если это время (небезызвестные 9 месяцев) – чтобы набираться сил в тишине и покое – значит, не надо торопить и читать ему в это время сказки или петь песни. Если это время для того, чтобы учиться ходить или говорить – это и надо делать вместе с ним, а не учить его складывать пирамидки и произносить буквы, даже, если у ребенка это получается. Ребенок взрослеет вместе со своей ответственностью, и он научится всему сам в свое время, если взрослые не возьмут на себя инициативу и не начнут его просто учить.
Более глубокая причина – фундаментальная – то, что мама ребенку не дает взять ответственность самому. Она за него отвечает, она его защищает, она о нем заботится. Все правильно, но личная ответственность ребенка все равно должна быть уже у него. Она растет вместе с ребенком. Он «берет» ровно столько, сколько может взять, но должен (это заложено природой!) это делать уже с рождения. Это функция древнего мозга, и она работает уже с рождения самостоятельно, как и у животных. Почувствовать голод и дать знать об этом – это УЖЕ ответственность ребенка. Не мамы! Мама только удовлетворяет эту потребность, но – по запросу ребенка.
Здесь подходим к еще одной глубинной причине – физиологической – в наше время ребенок УЖЕ внутриутробно не развивается так, как задумано законами природы. Начиная с того, что он развивается УЖЕ в потоке информации, в потоке эмоций, испытывая их (в том числе и стресс) вместе с мамой и заканчивая тем, о чем я выше уже сказала – ему не удается спокойно «полежать» – его постоянно будят, относятся к нему, как к личности, рассматривают постоянно на узи или тыкают чуть ли не еженедельно иголкой в маму. Кстати, когда потом он попытается доказать, что он личность, утверждая, что он хочет именно то, что ОН хочет, а не то, что мама считает правильным – это жутко пугает и раздражает маму, и она с этим начинает бороться, то есть, по сути, бороться с личностью, которую сама же и «разбудила» еще до рождения).
Следующая причина – психологическая – дети не готовы взрослеть. Она «вытекает» из предыдущих и дополняется следующими моментами.
Будущие мамы сейчас – лакомый кусочек для торговой и медицинской индустрии. Для них и будущих детей столько сейчас предлагается услуг и продуктов! А для этого надо возвести маму в ранг королевы, да так, чтобы для нее ребенок был не меньше, чем наследник престола) и все! «Для будущего малыша самое лучшее!», «Малыша надо развивать еще до рождения!», «Питание будущей мамы должно отвечать потребностям будущего малыша!» малыш при этом еще в будущем, его еще нет. МАЛЫША еще нет! Есть ПЛОД. Это, действительно, так. Но все и всё вокруг подчеркивают обратное, потому что это выгодно.
Родившись, малыш остается на своих правах самого Главного в семье, для которого и ради которого – ВСЕ ЛУЧШЕЕ и вообще, ВСЁ! Бежать по первому зову, менять привычки, питание, уклад жизни и расклад в семье. Появился ТОТ, РАДИ КОТОРОГО НАДО ЖИТЬ. Собственно, ничего плохого тут нет, тем более, если в семье это никого не напрягает, а, наоборот, всем в удовольствие. НО!!! Ребенку НЕЗАЧЕМ взрослеть! Ему в наше время не надо «быть сильным, как папа» или «умелой, как мама». Для этого у него уже есть папа и мама) У него и так все есть, даже оценка ставит его наравне – «Ах, какой у нас сильный сынок! Прямо, как папа!» Если нервная система «видит», что все хорошо, она НИЧЕГО не будет менять. Ребенок так и будет оставаться инфантильным. Если появится «новый» маленький король, ситуация может поменяться, но не в ту сторону, которую обычно предполагают родители. «Прежний» король не станет прислуживать «новому» в ущерб себе. Поэтому, либо это – соперничество (то, что обычно, называют «ревностью»), либо – старший ребенок, практически, остановится в развитии, всячески «доказывая», что он – ТОТ ЖЕ самый малыш, который был раньше. Этот вариант в последнее время даже стал доминировать.
Ребенок, не собирающийся взрослеть, не собирается отказываться и от детских привилегий. Он требует памперс и не садится на горшок, он не ест сам и часто даже не жует самостоятельно, его моторика продолжает оставаться неуклюжей, но – самое главное для родителей – он перестает пользоваться речью, даже если уже начал. А ведь даже не это главное, к сожалению. Главное – что он все дальше и дальше уходит от своей личной ответственности за себя самого. Он просто по возрасту не успевает «подготовиться» к школе!
Еще одна психологическая причина – амбиции и самоуверенность. Я самый лучший, я все знаю, да я уже сам – учитель, я уже столько учусь!
Есть еще одна причина – педагогическая. Видя, что ребенок не в состоянии взрослеть самостоятельно и усваивать правила, взрослые «воспитывают» (в кавычках, потому что на деле – вкладывают частыми наставлениями) в нем ответственность – «надо», «должен», «нельзя». И начинают готовить его к позиции ученика года за три – четыре до физиологической готовности, развивая, по сути, функции больших полушарий, отвечающих за знания, а не за рост, развитие и взросление. Поэтому, получается – знания есть, но применить не может, читать умеет, но пересказать – нет, счет знает, а простые задачки с яблоками недоступны. И это мы не касаемся поведения, за которое отвечает, опять–таки, древний мозг.
И еще одна – эмоциональная – отсутствие свободы в школе, что особенно тяжело «несадовским» детям. Столько правил сразу вместе с переменой всей привычной жизни! Потеря детства, которое сейчас и без того похожа на школу и «нахождение» той несвободной жизни, которая вызывает тоску и безысходность, особенно, если многое не получается…
Думаю, что учителя тоже надо коснуться. Если он просто где-то пассивно ждет готовности ученика – может и не дождаться)
Моя свекровь рассказывала, что она в шесть решила, что может пойти в школу вместе с остальными школьниками, и пошла самостоятельно! Родители узнали об этом только месяца через полтора. Получается, она могла в свои шесть лет принять решение, взять нужные (!) документы, принести их в школу, найти возможности (тетрадка и ручка, хотя бы нужны!) и самостоятельно делать домашние задания! Она в семье была самая младшая, но, видимо, старшим детям даже в голову не приходило усомниться, что ей рано еще в школу!
Это к вопросу – приходит к ученику учитель или к нему все-таки приходит ученик.
Думаю, на самом деле, они идут ДРУГ К ДРУГУ. Ученику нужен учитель, но и учитель без ученика – просто библиотека. Тем более, они, действительно, друг другу НУЖНЫ! КАЖДЫЙ ученик – ЗЕРКАЛО учителя в той или иной сфере и степени, в котором отражаются все его достоинства и недостатки. Учитель – зеркало ученику и его родителям с теми же функциями. Отличие учителя – что он УЖЕ состоявшаяся личность и находится на своем месте в нужное время, ученик же только ГОТОВИТСЯ к этому. В ШКОЛЕ. Вместе с учителем. НЕ – «учитель передает ученику то, что знает», и НЕ – «ученик берет знания у учителя, чтобы это знать»!
Учитель помогает ученику дальше формировать его личность и укреплять ее, помогает увеличивать его готовность и возможность найти свое место в жизни, помогает учиться жить настоящим, но – только ПОМОГАЕТ. В этом и есть его ответственность. Потому что вся главная работа приходится на самого ученика, который САМ отвечает за свою учебу, как минимум, и жизнь, как максимум.
Ученик же помогает учителю находить в себе и своей сфере деятельности то, что еще не открыто и не познано. Ибо, нет пределов…