Россия, Москва
+7-916-6033233
mail@class-n.ru

Центр по развитию речи. Кто должен работать – мама или ребенок?

Психолог, клинический психолог, нейропсихолог, кинезиолог

Чем занимаются детские центры? Ещё 5( всего!) лет назад, это были больше «развивашки», куда детей приводили рисовать, танцевать и учить английский, прямо набор того, как раньше учили дворян. За эти всего пять лет центры постепенно перепрофилируются в центры подготовки к школе, а ещё чаще – в речевые, проще говоря, в центры развития речи. Как говорится, если есть спрос, то есть и предложение.
Ситуация усложняется тем, что это реально – спрос! Как будто с увеличением и внедрением всяких нанотехнологий мы одновременно теряем возможность говорить. Нет, конечно, мы-то ещё не потеряли, но наши дети, наше новое поколение, которым сейчас от года до семи, дошкольники – в большинстве своём нуждаются в помощи логопеда! Это  значит, у них есть речевые трудности, всякие разные, от невыговаривания звуков до разного рода задержек речи, вплоть до ее полного отсутствия. Логопеды в школах все чаще сталкиваются с этими проблемами, чего не должно быть, в принципе, потому что в школе у логопедов другие задачи – дисграфия, дислексия и т.п., а до них дело может просто не дойти! Детей много, логопедов в школе мало, но если их будет больше, ничего не исправится, потому что у задержки речевого развития детей есть причины и они не логопедические, ведь то, что видит логопед – это верхушка айсберга, а как известно, голова – предмет тёмный, исследованию не подлежит, особенно, если голова чужая.
Неврологи тоже проблем не видят, у них сейчас большой диапазон «нормы», и если нет явной умственной отсталости, они могут только выписать витамины для мозга или ноотропы, которые если бы помогали, мы бы сейчас эту тему и не поднимали.
Кто может реально помочь? Нейропсихологи. В зависимости от методов в своём арсенале они могут довольно прилично улучшить картину, сильно помочь логопедам и самим детям, особенно, если они реально понимают, как работает мозг, а не только умеют делать упражнения с ребёнком. Но – даже если это супернейропсихолог, даже если он может отличить синдром базальных ядер от стволовой недостаточности, определить, в чем причина
синдрома, который мешает ребенку, он не всегда сможет.
Опять – тёмный предмет? И нет такого специалиста?
Есть! Это сам ребёнок, а точнее, его родители, а ещё точнее – его мама, потому что часто ребёнок в силу возраста, просто не имеет опыта разобраться в себе и своём состоянии.
Конечно, тут я немного упрощаю, сам ребенок или мама не смогут самостоятельно разобраться, потому что это предполагает, что мама должна ЗНАТЬ, что должно происходить. А если бы она всё знала и умела, она бы тоже  давно  разобралась. На самом деле, не мама знает причины, но их абсолютно точно «знает» нервная система ребёнка. Загвоздка в том, что как известно, язык у нас один, мозг тоже, а мыслей так много, что понять, какая про причины – невозможно. Но это касается центральной нервной системы. А у нас есть ещё одна, вегетативная нервная система, это она все «знает» и язык у этой нервной системы есть свой, на котором мама и ребёнок «разговаривают» все время, особенно, пока у ребёнка ещё нет речи. Это язык чувств и ощущений. Этот язык есть у нас у всех. Это врожденная способность нашего мозга. В отличие от тех сверхспособностей супермозга, которые все, кому это интересно, пытаются открыть, эта способность есть всегда, она дана нам при рождении, и она
работает независимо от того, умеем мы её слышать или нет. Мало того, она очень проста в использовании, при желании вот если бы прямо сейчас я могла рассказать об этом всему миру, мы в течение небольшого отрезка времени включили бы её все.
Конечно, я не могу сказать, что включили – и всё, и все речевые проблемы ( как и любые другие) сразу решатся. Не всё так просто, но это только потому, что мы её включили бы  не при рождении. Мы же какое-то время её уже не использовали, а что не используется, то или отмирает, или работает, как получится. Просто в этом случае надо разобраться с ее работой в этом отрезке времени. Всё, чему, собственно, надо научиться, это чувствовать. В идеале, чувствовать всё и всегда, 24 на 7. Потому что чувства – это информация от древнего мозга. Если её нет, значит, какая-то часть мозга просто не работает. У нас нет лишних частей мозга, когда становится все равно, работают они или нет.
То, что мозг наш работает на 10% – к сожалению, не миф. Но остальные 90%- мы не используем не потому, что это сложно, а потому, что возомнили себя царями природы, которые настолько от этой самой природы отличаются, что могут пользоваться только самой верхушечкой мозга, (сознанием), при этом даже не понимая, что эта новая кора работает только на фундаменте из старой, а если в какой-то системе что-то не работает или атрофировалось, она ущербна.
Чувствовать – какое-то подозрительно знакомое слово. Такое чувство, что мы это умеем! Да что там говорить, мы точно всегда чувствуем! Где-то подвох?
Да. Подвох в том, что у нас есть чувства, это эмоции и их ощущения. Как бы вы описали злость, которую вы чувствуете? На что она похожа? А радость?

«Да никак! Чувствую и всё!»

 А вот и как! Эмоцию можно прочувствовать, как ощущение в теле. Притом ощущения бывают двух видов, один из которых мы ЗНАЕМ,  а второй ОЩУЩАЕМ. Но этот второй вид ощущения и есть тот язык, на котором разговаривает наша нервная система, по-другому она не умеет. Так и не надо ей по-другому! Проще-то некуда! Всю беременность мама чувствует развитие плодика ( не ребёнка ещё, это важно!) Только чувствует, просто чувствует. Никаких взаимодействий! Ни чтения, ни песенок! Это плод! И он должен быть таковым для своего же здоровья. Но, плод уже имеет чувствительность! Мама, чувствуя сама, дает информацию и ему. Потом, в предродовой период, мама чувствует готовность перестройки и родов.
Потом – сами роды, естественные, практически, без боли! А если боль и есть, то она тоже чувствуется и никакой эпидуралки не нужно! Потом – процесс уже не остановить. Ребёнок и мама, как одно целое, чувствуют друг друга всегда и везде. Если все происходит именно так, у детей нет проблем, они развиваются по одним и тем же законам, в одни и те же сроки. Разница – только в информации, записанной в ДНК. Работа подкорково- стволовой
структуры и есть залог здоровья и правильного воспитания.
 Что получается в сухом остатке? Способ есть! И способ рабочий.
А вот родители делятся на 2 категории, на 2 почти равные части.
 Одна часть, это родители, которые понимают, что наука не стоит на месте и что постоянно открываются новые возможности, уже знают, что любые  методы, которые помогают их ребёнку, они только помогают. Что надо всегда искать причину. Что если причина не найдена и не устранена, всегда остаётся возможность возвратов и откатов назад. Что у всего(!) есть причина, у любого действия или бездействия. Глупо надеяться, что у кого-то нет
причины задержки речи. Это как предположить, что наш организм, имея такой сложнейший речевой аппарат, включающий практически все органы и системы для обеспечения своей работы, вдруг « просто так, ни с того, ни с сего» напортачил и речь не запустил. Особенно нелепо это предполагать, если многие ищут причины и находят, а у в если не нашли, то в этом  случае- организм, видимо, не такой, как у всех. Так если это та к- надо искать уже здесь причины – обычно, у всех организм работает по принципу причинно – следственных связей, а тут….
Эти мамы и папы понимают, что ребёнок не вишенка на них на яблоньках, что все проблемы, которые они в нем видят, не взялись «ниоткуда», что это надо мужественно признать и работать из всех сил самим вместе с ребёнком. Ну некому больше, никакие специалисты не наладят ни их мозг, ни мозг ребенка, если в нем не покопаться. Поэтому они готовы работать сами, обычно, приходится маме, и даже неврологи часто советуют мамам начать с себя,
(хотя иногда имеют ввиду другое.) И мамы работают и добиваются результатов!
Вторая часть родителей относится к тем, которые считают, что если у ребёнка есть задержка или отсутствие речи или есть другая проблема (поведение, трудности обучения или любое проявление нарушения здоровья), то это проблема ребёнка. Значит, работать надо с ним и только с ним, независимо от того, есть ли возможность найти причину в этом случае.

 «Это же ребенок не говорит? Я же говорю? Ну вот ребёнок пусть сам и исправляется, а у меня все в порядке. А если и не в порядке, то опять-таки из-за него! Вот он исправится – у меня вообще все будет хорошо!»
Логика, определённо, тут есть. Нет чувств, любви нет. Это отношение «ты мне, я тебе», причём «сначала ты дай мне, только тогда и я дам в ответ, а если ты такой плохой, и я в тебя вкладываю, вкладываю, а ты не говоришь – ну и так тебе и надо, сам виноват».
На что похоже? На незрелость. Точно такую же, как и у ребёнка. Незрелость подкорковых структур, той же самой системы, которая и у ребёнка не работает. Ну, что ж, яблочко – оно только от яблоньки…
Естественные отбор, как бы это цинично не звучало, никто не отменял. Это ни плохо, ни хорошо. Это просто есть. У каждого свой путь, каждому своё…

Добавить комментарий