Россия, Москва
+7-916-6033233
mail@class-n.ru

9 причин задержки развития речи у детей, о которых вам никогда не скажет врач (продолжение…)

Психолог, клинический психолог, нейропсихолог, кинезиолог

(продолжение, начало статьи тут)

Мы  продолжим знакомиться с причинами задержки развития речи у детей, более того, мы объединим все причины в одну!

Всё ли у нас «по порядку»?

Практика показывает, что эти два  рефлекса у детей, да  частенько у взрослых в той или иной мере продолжают быть активными, соответственно, другие рефлексы будут развиваться по своему сценарию (помните, врачи говорят, что «все дети разные» – это отсюда!).

Врач никогда не скажет вам, что это можно заметить даже самим родителям  уже очень рано, если этапы  развития ребенка идут «не по порядку» – например, когда ребенок сначала встал, потом начал ползать или сначала встал, потом сел или пошел сам в 9 месяцев и не ползал вовсе или держал голову с первого дня рождения. А ведь природа не зря все продумала и каждый этап строится всегда на крепком фундаменте предыдущего! Кроме того, у каждой функции есть свой сензитивный, то есть самый чувствительный,  период возникновения и работы, об этом врачи тоже знают. Это значит, что есть законы развития, которые не подчиняются знанию или незнанию врача о них. В свой период развивается тот или иной рефлекс, в свой период развивается та или иная высшая психическая функция – память это или речь – законы одни. Опять же, это влияет и на дальнейшее развитие –  все пространственные трудности «растут» отсюда и это потом однозначно аукнется в трудностях обучения. Если ребенок путает написание букв, никак не может начать читать даже по слогам или вообще не любит, когда ему читают, может иметь причинами эту составляющую – не в свой срок развивались функции, а как мы видим, это связано с работой сенсорной и рефлекторной систем.

Плохое зрение – вам не к окулисту

Все  эти «неправильности» УЖЕ являются показателями сбоя распределения тонуса в организме, то есть  неправильно работают тонические рефлексы, не говоря уже о том, что тонические рефлексы напрямую связаны с работой глаз. Иногда окулисты, диагностируя то или иное отклонение в работе зрения, ухудшают это самое зрение, выписывая очки. То есть, если нам кажется, что ребенок плохо видит, особенно, если это касается ребенка,  который не может сказать, что же он видит на картинке, глаза могут быть ни при чем! У нас был случай, когда ребенок отчаянно сопротивлялся ношению очков и успокоился, когда от него отстали. Врачи списали это на психическое состояние ребенка, совершенно не обратив внимание на тонические рефлексы.

Врач вам никогда не скажет, что часто причины трудности зрительного восприятия лежат в неправильной работе тонических рефлексов, в частности,  асимметричного (АШТР), симметричного (СШТР) и лабиринтного (ЛТР). Это будет влиять на осанку, часто это сколиозы. Конечно же, это скажется и на трудностях обучения. Если ребенок не любит читать, если при списывании с доски или в своем письме он делает кучу ошибок– это значит, эти рефлексы не встроились в работу организма на должном уровне. Надо диагностировать причины и устранять их.

Страшная правда, почему есть задержка развития речи у детей

Если  же рефлекторная система и сенсорная интеграция не работают так как надо, нервная система все равно старается  привести все к той норме, какую ей на данный момент может предоставить организм и это и есть то равновесие (гомеостаз),с которого мы начали разговор. То есть наша умница нервная система в любых условиях пытается все привести в наилучшие условия выживания, но  – за все  приходится платить – она тратит на это гораздо больше ресурсов, то есть энергии, чем это планировалось природой.

И врач никогда вам не скажет, что у нервной системы ребенка просто не хватает сил на речь, потому что речь – САМЫЙ энергоемкий процесс нашего развития.  Речь на сегодня – самая важная высшая психическая функция нашей центральной нервной системы для родителей, но только не для древней вегетативной нервной системы, которая очень ясно говорит нам, что ей есть куда потратить и без того скромные силы, так как  речь не относится к категории выживания – ну нет никакой опасности при ее отсутствии! Мама и так поймет! Все остальное неважно, быть бы живу! Нервная система же будет продолжать стараться удерживать хрупкое равновесие в организме, учитывая,  что при каждой возможности в него вмешивается все, кто только может – врачи, дефектологи, физкультурники.

А ведь мы не стараемся найти причины отсутствия речи! Мы хотим устранить это отсутствие речи! Мы хотим ее включить во что бы то ни стало, совершенно не думая о том, что можем навредить ребенку! Парадоксально звучит, но это так. Путь без поиска причин – путь в никуда. Мало того, водя ребенка на всевозможные занятия, мы искренне считаем, что делаем все возможное и необходимое и списываем его нежелание заниматься на его лень. А ведь лень – тоже важный показатель. Он абсолютно точно показывает –  ВНИМАНИЕ! ЭНЕРГИЯ НА НУЛЕ! SOS! Вспомните, сколько раз мы хотели начать заняться фитнесом? Каждый раз находилась какая-то причина, суть которой почти всегда сводится к лени! Но – это не слабая сила воли! Это мудрый организм говорит нам- ты что, какой спортзал, совсем силы растеряем!

Вот и получается, что причина «невключения» рефлекторной системы, которая тянет за собой все остальные – отсутствие энергии. Скажет вам об этом врач?

Какую же  роль играют эмоции

Теперь по аналогии – а в чем причина нехватки энергии?? Почему в каждом организме «свое» равновесие и почему нет энергии на ту работу, которая задумана природой? Ответ  – стрессы! – телесные, химические, эмоциональные, энергетические. Любой стресс должен быть переработан организмом, выводы должны быть сделаны и сам стресс «пережит» и отпущен. Если этого не происходит – стресс остается в организме в виде блока, чаще всего, мышечного или энергетического. Например, если вы часто ловите себя на том, что ходите, подняв плечи – причина тому неуверенность и как следствие, напряжение или зажим  мышц в этой области. Чтобы найти, какие именно стрессы создают такие блоки, возможен только один путь на сегодняшний день. Это  работа с эмоциями.   Моя многолетняя практика и поиск показали, что мы совершенно не обращаем внимания на блок мозга,  который называется лимбической системой и который связан с эмоциями. Этот  блок мозга является энергетическим, и именно здесь и находится  корень причин всех неполадок организма Работать с этой системой можно только через телесные ощущения,  получается только через маму, которая  в этом случае является посредником, потому что в силу возраста да еще не разговаривая, ребенок не может работать самостоятельно.

И вот,  несмотря на довольно странную формулировку о причинах, мы можем помочь заговорить! Мы – это я сейчас не о себе как знатоке, это я о родителях, в частности, о маме! Но врач вам никогда об этом не скажет, потому что компетенция его помощи лежит только в медикаментозной сфере, а нервная система  ждет не  их, ведь как мы уже увидели, причины такого поведения системы совсем в другом.

Это простое слово «система»- почему оно такое важное

Первое, что будущие медики слышат в институте – это то, что наш организм – это  система, и если в организме где-то дернули- отзовется он весь, если где-то что-то уменьшается- значит, что-то другое  будет прибывать, то есть это и есть закон гомеостаза в действии.

И  самое главное, что вам врач никогда не скажет, это работу по выявлению и устранению задержки развития речи у детей надо вести системно! Одновременно  надо работать со ВСЕМ организмом ребенка, со всеми блоками мозга, со всей сенсорикой и обязательно с эмоциями и мамой!

Система – это не несколько специалистов, работающих с ребенком, система – это организм ребенка ВЕСЬ ЦЕЛИКОМ, с которым работают специалисты, постоянно обмениваясь информацией о состоянии ребенка и ВНИМАТЕЛЬНО отслеживая ВСЕ ИЗМЕНЕНИЯ, которые происходят во время работы.  Ведь  если мы что-то вовремя не заметим- значит либо будем топтаться на одном месте, либо пройдем вперед и не будем понимать, почему нет изменений. Поэтому-то  работа с ребенком должна идти как минимум два раза в неделю и включать в себя работу 2-3 специалистов.  И это не лукавство –  если вы знакомы с таким словосочетанием «откат после болезни», значит, вы точно не работаете в системе, так как  только в системе нервная система идет к  стабильному состоянию без откатов и возвратов, потому что специалист, в данном случае, я, работает с лимбической системой и мамой. Только такая комплексная работа дает гарантированный результат.

Работа с древней лимбической системой является новым методом, который я и разработала в результате своих многолетних поисков причин. Поэтому врач вам о нем точно не скажет!

Об этом новом методе– в следующей статье.

5 комментариев

  1. Задержка речевого развития – одна из самых актуальных на сегодня проблем в детской неврологии, которая затрагивает, к сожалению, и абсолютно здоровых детей. Часто причиной возникновения у ребенка сложностей с речью становятся сами родители. Главный детский невролог Минздрава Тверской области Галина Анатольевна Зуева рассказывает, что делать и чего ни в коем случае не следует делать, чтобы ребенок заговорил правильно и вовремя. Сегодня наш разговор посвящен очень важной и актуальной проблеме – речевому развитию детей. В последние несколько лет мы все чаще слышим, что неговорящий в 2,5-3 года ребенок – это вариант нормы, что в этом нет ничего страшного, нужно немного подождать, и речь появится. На самом деле, такой подход в корне не верен. Существуют физиологические нормы правильного речевого и психического развития, и очень важно отслеживать их соблюдение с самого рождения ребенка. Только в этом случае он сможет гармонично и полноценно развиваться.

    • У абсолютно здоровых детей НЕ МОЖЕТ быть задержки речевого развития)
      Хорошо, что вы встретили врача, который может помочь, особенно, если он может найти индивидуальную причину задержки речевого развития у любого ребенка!!

  2. Чтобы ребенок научился правильно говорить и строить логичные, образные фразы, требуется время. Когда ребенок только учится ходить, он с маминой помощью делает первые неуверенные шажочки, а через полгода-год он уже самостоятельно бегает, прыгает и танцует. То же самое происходит и с речью: она развивается постепенно. Ребенок не только запоминает новые слова, но и одновременно тренирует артикуляционные мышцы, учится управлять интонацией. На это уходит не один год. Поэтому если в 3-3,5 года ваш ребенок только начинает произносить первые слова и строить простейшие фразы вроде «мама, дай», то к шести годам, когда придет пора идти в школу, у него не сформируется полноценная фразовая речь. Важно заниматься развитием речи постепенно, но с самого раннего возраста.

    • Совершенно верно! Только, чтобы речь началА развиваться, нервная система ребенка должна быть готовой к этому, здесь мы говорим о причинах, которые дают задержку развития речи в принципе, когда о развитии фразовой речи и разговора нет.

  3. Поэтому очень важно приучить себя как можно больше разговаривать с малышом и максимально ограничивать механические звуки вокруг него – это важнейшие звенья профилактики задержки речевого развития. Если мы это выстраиваем правильно, то уже в 2,5 года ребенок начинает говорить фразовой речью, и у родителей нет проблем с его поведением, обучением. Если ваш ребенок в 2,5 года не говорит, особенно если нет так называемой своей тарабарской речи, он молчит и не озвучивает игру, обращенную к вам просьбу о чем-то, то это не вариант нормы, это проблема, которой нужно заниматься. Разговаривать с ребенком нужно обычным тембром, именно этот ваш тон и тембр ребенок знает еще с внутриутробного своего состояния.

Добавить комментарий