Россия, Москва
+7-916-6033233
mail@class-n.ru

9 причин задержки развития речи у детей, о которых вам никогда не скажет врач

Психолог, клинический психолог, нейропсихолог, кинезиолог

Легко потеряться в мире информации  и  всегда крайне непросто найти  нужную, особенно, когда на душе тревожно, если «с моим ребенком что-то не так». Куда идти, кто лучше всего знает?- конечно, врач! – мы в этом уверены, а кто же еще?

Когда я сама на диагностике рассказываю нашим клиентам о состоянии их ребенка, часто первое, что я слышу – нам об этом врач не говорил! Да, мне тоже не говорил ни разу ни с одним моим ребенком,  и я искала всю информацию сама,  сама ее подтверждала, проверяла.  Мне  было легче, потому что я изучала основы наук  в институте, и сейчас, когда мы говорим о причинах  задержки развития речи у детей,  мы с вами экономим кучу времени,  буквально несколько лет, сравнимых с  обучением в институте,  только в институте эта информация дается разрозненно,  ее еще надо собрать, переработать, только так она станет ценной, способной дать ответы на вопросы.

Я расскажу вам, что очень многое зависит от нас самих, наше здоровье в наших руках, а  не в руках врача. Хотя  они сами очень любят говорить прямым текстом- мол, не мы с вами, а только они все знают о нашем здоровье.

Самое неприятное здесь то, что пока мы всецело доверяем врачам, уходит драгоценное время и именно упущенное время часто угнетает нас больше всего.

Самое главное о нашей нервной системе

Когда мы приходим с ребенком к врачу, он делает то, чему его учили – проверяет параметры анализов, на основании которых он делает вывод, как идет развитие ребенка в целом и речи в частности , и если есть явные отклонения – направляет к другим специалистам, если явных нет, но есть повод выписать лекарства – выписывает, если повода  нет – пишет, «норма», причем в последнее время определение нормативных границ очень сильно раздвинулось, что сами врачи определяют так – все дети разные, – каждый ребенок развивается по-своему , -мальчики начинают говорить позже девочек, – да к трем(четырем, пяти) заговорит  и много еще чего, чтобы нас успокоить. Слышали такое от них? Наверно, не раз.

Поэтому вы и не услышите от них, что всё в организме ребенка происходит по приказу его нервной системы в полном соответствии с законами развития, что состояние ребенка, которое он и вы имеете на сегодня – это РАВНОВЕСИЕ! Это равновесное состояние ( на медицинском языке оно называется «гомеостаз») нервная система сама специально создала, как она всегда сама это делает и сама удерживает параметры в самой же заданных рамках – то есть если речи у ребенка нет- означает,  что организму ребенка так сейчас нужно! звучит парадоксально, но так и есть. Это не значит, что нервная система такая глупая и ее надо привести к умным поступкам – наоборот, она очень умная и чем больше вы или врач будете приводить ее к параметрам, которые вам почему то кажутся единственно верными – тем больше вероятность запутать клубок окончательно.

Гомеостаз означает постоянство параметров внутренней среды организма  – постоянная температура 36,6, например, то есть это те самые показатели, которые на анализах пишут в графе «норма». Если показатели выбиваются  из этого коридора – то это означает, только то, что на сегодняшнее состояние в вашем организме вот такое равновесие. Это совсем не означает, что надо срочно привести «отличающиеся» показатели к нужным значениям, более того, если мы этого добьемся – «уплывут» другие! Единственно верное решение в данной ситуации – найти причину, почему нервная система оберегает именно это состояние, почему она установила именно это равновесие и разобраться с этой причиной. Врачи про это знают, но – придется же искать причину…

Сколько же  на самом деле у нас органов чувств

 Начинать искать можно от видимых параметров состояния сенсорной системы или системы органов чувств. И вот тут врач вам опять-таки не скажет, что кроме пяти основных чувствительных каналов есть еще два – вестибулярное восприятие и глубокое мышечное чувство, которые всегда у всех работали почти безотказно и выходили из строя только в случае сильных отклонений от нормы по типу психиатрических. Эти две  системы развиваются еще внутриутробно  и к моменту рождения должны быть, практически, сформированы, так, что после рождения им останется только «встроиться» в план развития уже не плода, а ребенка, а уже    на их основе, как на фундаменте, выстраиваются пять  основных – зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Редко какой врач их сейчас хотя бы проверяет, не вникая в суть важности этих параметров. На самом деле они имеют огромное значение для целостности восприятия мира.

Что такое вестибулярное восприятие? Это понимание организмом положение тела и в частности, головы, относительно земли плюс понимание гравитационных сил. Что тут такого особенного? А то, что если ваше тело не чувствует  гравитацию – вы не будете чувствовать в прямом смысле опоры, по которой ходите, вплоть до постоянного «уплывания земли из-под ног» , кроме того, вы никогда не будете чувствовать уверенность, в том числе и как черту характера, потому что корень у них один вестибулярное восприятие.

Что такое глубокая мышечная чувствительность?  Понимание телом, что оно состоит из мышц, которыми можно управлять, с помощью которых мы понимаем, какое положение принимают наши руки и ноги, как можно прыгнуть или сделать «козу» и что это именно наше тело! А на этом уже базируется понимание и осознание нашего «Я»! Врачи упускают влияние этих аппаратов на все остальные системы, поэтому не обращают на них нужное внимание, тем самым уходя от причин.

Причины того, что ребенок «не слышит»

Врач поэтому и  никогда не скажет, что из-за отклонений в работе вестибулярного аппарата будет нарушено слуховое восприятие и это может быть причиной того, что ребенок не может правильно повторить слово или может повторять его неправильно просто потому, что он так слышит.  Помните  – «скажи вода» – ребенок  упорно говорит  «бада», а после десятого раза наших просьб о повторении и вовсе может замолкнуть, искренне не понимая, чтО не так он сказал, еще и обидевшись на нас, потому что мы его не понимаем. Дело в том, что вестибулярный аппарат входит в состав слухового, по сути, это единый механизм, соответственно, отклонения работы одной системы почти всегда вызовут отклонения другой. Получается, что причины того, что ребенок не слышит – не слуховые! Это, кстати, часто подтверждает отоларинголог – слух есть, но, если ребенок им не пользуется в должной мере – его как бы и нет! Я еще не встречала ни одного врача, который сказал бы – «давайте-ка проверим вестибулярный аппарат»! С другой стороны – тут ведь тоже не все просто!

Почему не работает сенсорная система – от специалиста

Опять же мы зададимся вопросом – а в чем причины  неправильной работы сенсорных систем, почему не развился вестибулярный аппарат так, как надо??

 И врач нам никогда не скажет , что причины в так называемых  детских примитивных рефлексах, вернее в их  неугасании в свой срок. Возможно, у врачей мало практики с младенцами, возможно слово «примитивные» работает как то упрощающее, но факт остается фактом – рефлексы доктор проверяет , пока приходит на дом к грудничку во время обязательного патроната в первый месяц, потом их проверяют реже или не проверяют вовсе. А ведь именно примитивные рефлексы и есть первая  нервная система плода, а потом и родившегося ребенка, да и у нас с вами эта «примитивная»  вегетативная древняя нервная система  никуда не делась. Это база!

Первые два рефлекса развиваются еще внутриутробно, и они отвечают ни много, ни мало – за выживание. Это миф, что плодик просто растет в животике у мамы, он уже защищен там этими рефлексами! Первый рефлекс называется «рефлекс паралича при страхе» – работает на основе парасимпатической нервной системы,  работает по принципу- «замри и опасность пройдет мимо», второй – рефлекс Моро- появляется ближе к родам и готовит плод к огромным полярным переменам, он работает по принципу «бей или беги». Именно он помогает ребенку родиться и начать функционировать в новых условиях, именно он «запускает» дыхание, именно он включает первые оральные рефлексы! После рождения они еще работают с некоторым запасом, чтобы дать старт цепочке других рефлексов, к году они не исчезают, но  должны угаснуть , чтобы появляться только в экстренных случаях, например, если перед вами вдруг оказался дикий медведь – тогда вы и подумать не успеете, как уже будете на расстоянии 2-х километров и даже не сможете вспомнить, как это произошло. Практика показывает, что часто именно эти два рефлекса, вернее, их неправильная работа, являются причиной неправильного же развития вестибулярки и мышечной чувствительности. А ведь эти рефлексы тоже влияют на высшие психические функции – детские страхи и стеснение не уйдут никогда,а значит и уверенности, опять-таки не будет, если  рефлекс паралича при страхе активен. Если активен рефлекс Моро – ребенок будет чересчур активен, СДВГ, агрессии – его «работа»! Состояния РАС или РДА тесно связаны с этими рефлексами. Либо ребенок закроется, потому что мир полон опасностей, либо он будет расторможен, чтобы быть в постоянной готовности защищаться. Бывают и случаи, когда эти рефлексы (конечно же, НЕ ВДРУГ, а имея на это свои причины) срабатывают одновременно – тогда мы имеем состояние «панической атаки». Видите, как все серьезно!

 Врач еще может в первые недели жизни ребенка диагностировать рефлекс Моро., причем, если он работает вяло – все, что он может – зафиксировать это. Что с ним делать – он не знает. Рефлекс паралича при страхе, обычно, не диагностирует никто.

(Продолжение следует…..)

Tags: , ,

Добавить комментарий